Родителям
ОВЗ
Подготовка пакета документов для обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии
(памятка для образовательных организаций)
2020
1
Уважаемые коллеги!
С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).
На ПМПК направляются дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Инициаторами обследования ребенка в ПМПК могут быть:
родители (законные представители) ребенка;
образовательная организация, которую посещает ребёнок;
учреждения, обеспечивающие защиту прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно-профилактические, общественные и другие организации.
Если ребёнку, посещающему вашу образовательную организацию, предстоит пройти обследование в ПМПК, к ней необходимо подготовиться.
Напомните родителям, что для проведения обследования ребенка им необходимо предъявить в центральной психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ЦПМПК) пакет документов:
паспорт (законного представителя) ребенка;
документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (для законных представителей ребенка);
заявление о проведении обследования ребенка в ПМПК;
копию паспорта ребенка (при наличии) и свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригиналов или заверенных в установленном порядке копий);
заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
заключение (заключения) ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
справку бюро МСЭ (представляется на ребенка-инвалида);
2
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) и амбулаторную карту ребенка;
заключения врачей, выданные на официальных бланках медицинских организаций:
заключение психиатра; заключение невролога;
заключение оториноларинголога (лор); заключение окулиста с указанием остроты зрения;
заключение сурдолога (представляется только на ребенка с нарушением слуха) с указанием степени снижения слуха, аудиограмма с расшифровкой;
заключение ортопеда (представляется только на ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата) с указанием информации о способности самостоятельного передвижения, о необходимости использования технических средств передвижения, о запрете или ограничении пребывания в каком-либо положении и т.п.
направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
характеристику-представление, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
табель успеваемости за текущий учебный год (на официальном бланке организации с указанием даты написания, заверенный подписью директора и печатью образовательной организации);
самостоятельные письменные работы по русскому (родному) языку и математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости ЦПМПК может запросить у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
В свою очередь, образовательной организации необходимо подготовить и передать родителям:
направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (приложение 1);
3
коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (приложение 2);
характеристику-представление, выданную образовательной организацией (приложение 3);
табель успеваемости за текущий учебный год (на официальном бланке организации с указанием даты написания, заверенный подписью директора и печатью образовательной организации);
самостоятельные письменные работы по русскому (родному) языку и математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки и т.п.).
Прежде, чем направить ребенка на ЦПМПК, разъясните родителям, чем обусловлена данная необходимость, психологически подготовьте родителей и ребенка к ЦПМПК, чтобы ситуация ожидания процедуры комплексного обследования на ЦПМПК не была для них тревожной.
4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
НАПРАВЛЕНИЕ № _____
в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК)
официальное наименование направляющей организации
адрес местонахождения, контактный телефон направляющей организации
направляет
Ф.И.О. ребенка
___ ___________ ______ года рождения, проживающего
адрес регистрации / фактического проживания
на обследование в ЦПМПК в связи с
указываются причины направления ребенка на ЦПМПК
Приложение (перечень документов, выданных родителю / законному представителю ребенка на руки для предъявления в ЦПМПК):
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________
_____________ _________________________________ подпись родителя (законного представителя) ребенка с расшифровкой
___ ___________ ______ дата оформления направления
_____________ _________________________________ подпись руководителя направляющей организации с расшифровкой
М.П.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шапка/официальный бланк ОО
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума _____________________________________________________________________________ (наименование образовательной организации)
Дата "__" _____________ 20__ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося: Класс/группа:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _____________________
Члены ППк: _____________________ _____________________
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия И.О. Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами:
______________/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шапка/официальный бланк ОО
ХАРАКТЕРИСТИКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на воспитанника/обучающегося для предоставления на ЦПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
1. Дата поступления в образовательную организацию.
2. Программа обучения (полное наименование).
3. Форма организации образования: а) в группе/классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...; б) на дому;
в) в форме семейного образования;
г) сетевая форма реализации образовательных программ; д) с применением дистанционных технологий
4. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.
5. Состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых).
6. Трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
7
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации1
5. Динамика освоения программного материала:
программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижениеобразовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать): занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов. Указать длительность (когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
Для обучающегося по АОП – указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений.
9. Характеристики взросления2
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний -например, запретилиродители, исключилиизсекции,
1 Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2 Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.
8
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах");
самосознание (самооценка);
принадлежность к молодежной субкультуре(ам); особенности психосексуального развития;
религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации3
совершенные в прошлом или текущие правонарушения; наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию;
оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
сквернословие;
проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
3 Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением
9
В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится специалистом в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/ тьютор/ психолог /дефектолог).
Дата составления документа.
Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации.