• Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.

    2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность

    4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление

    6. Глобальные компетенции

    В МКОУ СОШ№6  на формирование функциональной грамотности учащихся направлены следующие курсы:

    1. Включены в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений:

    Функциональная грамотность, 1 класс.

    Грамотный читатель, 2-3 класс.

    Математика и конструирование, 4 класс

    Уроки креативности, 6 - 8 класс.

    Финансовая грамотность, 5 класс.

    2. Включены в план внеурочной деятельности:

    Функциональная грамотность. Учимся для жизни, 5-9 класс.

    Формирование финансовой  грамотности, 9 - 11 класс.

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Финансовая грамотность

    Естественно-научная грамотность

    Глобальные компетенции

    Что значит быть грамотным в XXI веке

    Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

    Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

    Профилактика буллинга в детском коллективе

    Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других

    Что делать если ваш ребенок вовлечен?

    Руководство по противодействию и профилактике буллинга

    Полезные ссылки

    Нормативно-правовые документы:

    Федеральный уровень.

    Приказ Рособрнадзора №590/219  от 06.06.2019 г. "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях  на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" 

    Письмо Минпросвещения РФ от 21.01.2021 г.  №ТВ-94/04 "Об  электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 г.  №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

    Презентация проекта Функциональная грамотность

    Муниципальный уровень

    Школьный уровень

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie