Инклюзивная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным, обладающая совокупностью образовательных условий включения в единую среду обучения и воспитания каждого обучающегося, находящегося в общей системе образования, независимо от его физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, имеющая целостную систему управления и контроля за реализацией права каждого обучающегося на качество и доступность образования с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей (далее – инклюзивная образовательная организация). Основные функции инклюзивной образовательной организации – обучение и воспитание всех обучающихся, в том числе следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее вместе – обучающиеся):
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью,
- нуждающихся в создании специальных образовательных условий;
- обучающихся с отклоняющимся (девиантным) поведением;
- обучающихся, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе к организации их обучения;
- обучающихся, испытывающих временные или стойкие трудности в освоении содержания образования, не имеющих установленной инвалидности и не относящихся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся с неродным русским языком, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе к организации их обучения; обучающихся, принадлежащих к этническим меньшинствам, коренным и малочисленным народам;
- обучающихся, воспитывающихся в замещающих семьях, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе к организации их обучения; обучающихся, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе к организации их обучения);
- одаренных обучающихся.
Удовлетворение особых образовательных потребностей каждого обучающегося заключается в адаптации образовательных условий к имеющимся у него потребностям, выравнивании стартовых возможностей, открытии ему путей для развития потенциала.